Архитектура ГОСТЕХ

26.05.2022

Автор: Виктор Рудь

Кратко: Метамодель архитектуры платформы ГОСТЕХ в доменах мотивации и бизнеса (точнее - деятельности) для целей проектирования состава сервисов платформы. Хотя речь идет о прикладных сервисах для клиента, тем не менее методы работы с данными платформы дают представление именно об ИТ-сервисах платформы по обработке данных. 


Архитектура ГОСТЕХ имеет свои особенности:

  • клиентоцентричный подход к проектированию (от клиента и его потребности). С акцентом на CJM-технику анализа
  • сервис-ориентирванный подход - выход на сеть необходимых переиспользуемых сервисов
  • дата-центричный подход - выход на состав данных, подлежащих накоплению и обработке
  • утилизация функций участников процесса оказания услуг - функциональный подход к дизайну бизнес-процессов с дальнейшим переходом к BPM-технологии управления экземплярами процессов.

На рисунке ниже показаны элементы метамодели, которая используется при дизайне сервисов платформы, точнее при проектировании состава прикладных сервисов платформы. Аллегория закручивающейся внутрь улитки выбрана не случайно, а имеет целью показать и ход рассуждения проектировщиков, и центричность результирующей ИТ-архитектуры вокруг данных и методов их обработки.

Замечание к рисунку: можно поспорить, что рождается раньше: спектр потребностей клиента или клиентский путь? Скорее всего последовательность в действиях и сами действия (не упорядоченным списком) осознаются аналитиком одновременно, ибо действия являются частями графа клиентского пути. 

Строительными блоками архитектуры ГОСТЕХ (architecture building block) или компонентами метамодели ГОСТЕХ на фазе бизнес-архитектуры и архитектуры мотивации (в терминах нотации и методологии архимейт) являются:

  • АГЕНТ действия - субьект в максимально абстрагированном от его жизненых или деловых ролей виде.
  • КЛИЕНТ - роль, которую играет агент при потреблении гос.сервиса. Роль - устойчивый и тематически единый набор интересов (потребностей, потребностей в действии) субъекта и вытекающих из них действий субьекта. Можно сказать, что роль сужает спектр интересов субъекта до определенной тематики.
  • ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ - период в жизни субъекта, требующий от него взаимоувязанной цепочки действий по взаимодействию с государтвом (органами власти и управления). Период жизни инициируется обычно ключевым Событием, которое как тригер создает ситуацию определенной длительности. Например, "рождение ребенка" или "решил заняться любительским спортом".
  • ПОТРЕБНОСТЬ - необходимость совершения действия на стороне субьекта (можно сказать и клиента, как одной из ролей субъекта). Важно уяснить это определение. Это намерение совершить действие, связанное в конечном итоге с необходимостью его совершить для получения сервиса платформы. То есть ПОТРЕБНОСТЬ - это радон действия. Конечно, существует соблазн и даже необходимость описывать потребности клиента в терминах его информационной или жизненной неопределенности (например, "хочу быть здоровым", "как поддержать спортивную форму", "хочу быть в спортивной команде", "не знаю, кто такой инвестор"), но если под такую потребность мы не видим и не проектируем намерение действовать, причем действовать с использованием ресурсов Платформы ГОСТЕХ, то такой потребности не будет в нашем списке.
  • КЛИЕНТСКИЙ ПУТЬ - цепочка взаимоувязанных целенаправленных действий в рамках одной жизненной ситуации: направленный граф действий, ожидаемых от субьекта в определенной клиенской роли.
  • БОЛЕВАЯ ТОЧКА - представление о проблеме (проблемах) клиента в ходе реализации жизненной ситуации. Болевая точка должна отсутстовать в ToBe-версии клиентского пути. Мы помещаем болевую точку после клиентского пути, чтобы таким образом указать, что болевые точки могут быть не просто отдельными проблемами, а проблемами, вызванными самой конструкцией графа CJM.
  • СЕРВИС - функция платфомы ГОСТЕХ, видимая клиенту как атомарный сервис, закрыващий одну потребность.
  • ОБЪЕКТ ДАННЫХ - единица информации, на которой базируется сервис. Один сервис может работать с несколькими взаимосвязанными объектами.
  • ОПЕРАЦИЯ над объектом данных - программая функция платформы ГОСТЕХ, изменяющая данные или направленная на их представление клиенту.

Статья написана по материалам открых источников, но может противоречить официальной трактовке терминов ГОСТЕХ ввиду лучшей концептуализации, чем это изложено в материалах открытых источников. Маппинг на концепты Архимейт см на рисунке ниже, строгая схема метамодели (диаграмма классов) может быть предоставлена по запросу.

Примеры реализации сервисов ГОСТЕХ доступны на базе ПО СиММА (российское ПО из реестра российского программного обеспечения) от компании "Бизнес-математика". СиММА реализует все реестры ГОСТЕХ, включая все взаимосвязи элементов архитектуры, позволяя вести трассировку архитектуры в любом направлении (от данных к клиенту, от клиента к путям его действий и прикладным сервисам), а также коллективное проектирование архитектуры в едином репозитории СиММА.



Список статей