15.06.2007
Автор: Виктор Рудь
По материалам интервью N-скому журналу.
Вопрос: Что отличает решения OSS/BSS от других видов программного обеспечения?
Решения OSS/BSS относятся к наиболее сложному виду программного обеспечения ввиду тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Фактически, ряд бизнес-процессов оператора связи вообще не может существовать в неавтоматизированном виде. Эта особенность OSS/BSS — зависимость эффективности их работы от продуманности бизнес-процессов, которые они автоматизируют — заставляет поставщиков OSS/BSS консолидировать усилия не только в области обеспечения интегрируемости приложений, но также и в областях, связанных с дизайном и инжинирингом процессной модели для провайдеров телекоммуникационных услуг. Совершенно очевидно, что применение инженерных методов к дизайну бизнес-операций должно вести и ведет к унификации бизнес-операций.
Именно это стремление — стремление к унификации процессов и информационных потоков — лежит в основе eTOM, SID, NGOSS — тех инициатив Telemengment Forum, благодаря которым аббревиатуры OSS и BSS стали частью нашего повседневного оборота.
Естественно, что эта сложность OSS/BSS решения распространяется как на процесс их проектирования/разработки, так и на процессы их выбора и внедрения.
В настоящее время востребованы системы, без которых работа операторов связи просто невозможна:
В ближайшее время, когда будут исчерпаны резервы роста доходов за счет расширения сетей связи, будут востребованы:
В более долгосрочной перспективе операторы связи подойдут к системам, обеспечивающим учет качества услуг (QoS) и соблюдение SLA, подписанных с клиентами. В настоящее время об этом любят говорить, но мало что сделано. Причин много и находятся они в самых разных областях, я бы заметил, что данной теме следует посвятить отдельную статью.
Я бы сказал, что рынок OSS/BSS в целом пока еще только формируется. Есть уже достаточно зрелые рынки по отдельным компонентам, например, таким как биллинг, где можно наблюдать множество российских игроков; остальные компоненты, такие как inventory или trouble ticket management представлены преимущественно западными производителями и их рынок существенно уже. Основным движущим фактором, влияющим на размер рынка, является, конечно же, спрос. Спрос пока не высок, на что есть несколько причин:
В результате имеем расцвет «in-house development» и лоскутной автоматизации. Ситуация будет исправляться и основными движущими факторами я бы назвал:
Основным сдерживающим фактором на пути внедрения решений OSS/BSS будет не столько высокая цена комплексных решений, сколько высокий риск неудачи сложных и масштабных проектов. А это значит, что комплексных внедрений (когда внедряется сразу несколько компонентов OSS/BSS) будет мало.
Большая ориентированность OSS/BSS на процессы оператора связи и большое разнообразие вариантов течения этих процессов у операторов связи подстегивают желание поставщиков решений придать своему программному обеспечению большую гибкость. Как правило, это еще больше усложняет сами решения, хотя и облегчает процесс их внедрения. Однако заказчику следует знать степень этой гибкости, в том числе и ограничения, которые из нее вытекают (например, по используемым программным платформам или производительности кода). Поэтому процесс выбора OSS/BSS решения заказчиком является отнюдь не простым и не всегда может быть выполнен только силами существующего персонала компании-заказчика. Давайте посмотрим, какие еще факторы, кроме процессных и функциональных, должны быть приняты во внимание при выборе. Все эти факторы вытекают из следующих особенностей OSS/BSS-решений и процесса их внедрения:
Перечисленные выше особенности OSS/BSS решений и их внедрения предопределяют особенности процесса выбора:
И это только особенности. В процесс выбора входят также стандартные критерии оценки программного обеспечения и его поставщика и эти критерии также стоит принимать во внимание, здесь я бы отметил только два критерия:
Моя рекомендация по второму критерию — ориентироваться на SID (Shared Information and Data model от Telemanagement Forum), чтобы избежать неправильного толкования таких понятия как заказ (order), клиент, услуга, продукт, спецификация ресурса, проблема клиента и т.д. и на eTOM при проектировании бизнес-процессов.
Еще раз подчеркиваю, что критериев намного больше, чем я перечислил. Группа компаний PricewaterhouseCoopers, где я сейчас работаю, имеет свою собственную методологию выбора программного обеспечения, известную в мире, как TripleS.
Ключевой фактор — необходимость проектирования автоматизированного бизнес-процесса, то есть такой подход к инжинирингу, который позволяет создать процесс с принципиально новыми характеристиками стоимости его исполнения и скорости протекания. Заниматься просто автоматизацией не имеет смысла. Простая автоматизация очень часто приводит к тому, что не системы обслуживают людей, а люди обслуживают системы. В системах класса OSS/BSS принцип IBM «Человек думает — машина работает» должен иметь первостепенное значение.