OSS/BSS в России. 2007 год

15.06.2007

Автор: Виктор Рудь

По материалам интервью N-скому журналу. 2006-2007 год.

Вопрос: Что отличает решения OSS/BSS от других видов программного обеспечения?

Решения OSS/BSS относятся к наиболее сложному виду программного обеспечения ввиду тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Фактически, ряд бизнес-процессов оператора связи вообще не может существовать в неавтоматизированном виде. Эта особенность OSS/BSS — зависимость эффективности их работы от продуманности бизнес-процессов, которые они автоматизируют — заставляет поставщиков OSS/BSS консолидировать усилия не только в области обеспечения интегрируемости приложений, но также и в областях, связанных с дизайном и инжинирингом процессной модели для провайдеров телекоммуникационных услуг. Совершенно очевидно, что применение инженерных методов к дизайну бизнес-операций должно вести и ведет к унификации бизнес-операций.

Именно это стремление — стремление к унификации процессов и информационных потоков — лежит в основе eTOM, SID, NGOSS — тех инициатив Telemengment Forum, благодаря которым аббревиатуры OSS и BSS стали частью нашего повседневного оборота.

Естественно, что эта сложность OSS/BSS решения распространяется как на процесс их проектирования/разработки, так и на процессы их выбора и внедрения.

Вопрос: Какие функции OSS/BSS сегодня наиболее востребованы?

В настоящее время востребованы системы, без которых работа операторов связи просто невозможна:

  • Биллинг-cистемы,
  • Системы, автоматизирующие процессы CRM (customer relationship management, функциональная область «Рынок-Продукт-Клиент» операционной карты eTOM).
  • Системы класса provisioning (системы управления услугами и активации сетевых элементов).
  • Системы класса billing data mediation.

В ближайшее время, когда будут исчерпаны резервы роста доходов за счет расширения сетей связи, будут востребованы:

  • Системы класса Inventory и системы оптимизации использования ресурсов сети.
  • Системы класса revenue assurance.

В более долгосрочной перспективе операторы связи подойдут к системам, обеспечивающим учет качества услуг (QoS) и соблюдение SLA, подписанных с клиентами. В настоящее время об этом любят говорить, но мало что сделано. Причин много и находятся они в самых разных областях, я бы заметил, что данной теме следует посвятить отдельную статью.

Вопрос: Какова ситуация на российском рынке (спрос, предложение)?

Я бы сказал, что рынок OSS/BSS в целом пока еще только формируется. Есть уже достаточно зрелые рынки по отдельным компонентам, например, таким как биллинг, где можно наблюдать множество российских игроков; остальные компоненты, такие как inventory или trouble ticket management представлены преимущественно западными производителями и их рынок существенно уже. Основным движущим фактором, влияющим на размер рынка, является, конечно же, спрос. Спрос пока не высок, на что есть несколько причин:

  • недооценка российскими связистами операционной эффективности,
  • разделение понятий ПО и БП (программное обеспечение и бизнес-процессы). Такое разделение, как правило, приводит к локальной автоматизации отдельных подразделений, и компании не получают тех выгод, которые присущи комплексным решениям,
  • все еще поверхностное понимание в отрасли роли и специфики компонентов OSS/BSS.

В результате имеем расцвет «in-house development» и лоскутной автоматизации. Ситуация будет исправляться и основными движущими факторами я бы назвал:

  • возрастающую ориентацию компаний связи на потребителя и его запросы,
  • возрастающую роль качества услуг в борьбе за потребителя,
  • рынок слияний и поглощений среди компаний связи, который заставляет искать связистов и интеграторов методы унификации программного обеспечения и бизнес-процессов.

Основным сдерживающим фактором на пути внедрения решений OSS/BSS будет не столько высокая цена комплексных решений, сколько высокий риск неудачи сложных и масштабных проектов. А это значит, что комплексных внедрений (когда внедряется сразу несколько компонентов OSS/BSS) будет мало.

Вопрос: Как выбирать решения OSS/BSS?

Большая ориентированность OSS/BSS на процессы оператора связи и большое разнообразие вариантов течения этих процессов у операторов связи подстегивают желание поставщиков решений придать своему программному обеспечению большую гибкость. Как правило, это еще больше усложняет сами решения, хотя и облегчает процесс их внедрения. Однако заказчику следует знать степень этой гибкости, в том числе и ограничения, которые из нее вытекают (например, по используемым программным платформам или производительности кода). Поэтому процесс выбора OSS/BSS решения заказчиком является отнюдь не простым и не всегда может быть выполнен только силами существующего персонала компании-заказчика. Давайте посмотрим, какие еще факторы, кроме процессных и функциональных, должны быть приняты во внимание при выборе. Все эти факторы вытекают из следующих особенностей OSS/BSS-решений и процесса их внедрения:

  • необходимость интеграции модулей OSS с системами управления сети оператора связи, предполагающая большой объем интеграционной работы или работ по настройке OSS/BSS, а также хорошее знание специфики работы телекоммуникационного оборудования со стороны внедряющей компании,
  • охват одним решением нескольких подразделений и бизнес-процессов оператора связи, что повышает сложность в управлении требованиями к решению,
  • оn-line взаимодействие модулей OSS/BSS, предполагающее тесную интеграцию модулей между собой,
  • гибкость решения в процессе эксплуатации, то есть возможность оперативно, без привлечения разработчика, менять сценарии работы модулей, добавлять новые атрибуты к объектам и т.п.
  • масштабируемость в широких пределах, в том числе за счет архитектурных особенностей реализации программного решения OSS/BSS, а не только за счет наращивания аппаратной платформы,
  • баланс простоты и сложности, так как никто в компании связи не может знать всю систему целиком,
  • высокая модульность решения для повторного использования компонентов OSS/BSS, позволяющая конструировать бизнес-логику поддержки новых услуг,
  • сертифицированность решения, так как некоторые модули OSS/BSS фактически являются элементами сети связи.

Перечисленные выше особенности OSS/BSS решений и их внедрения предопределяют особенности процесса выбора:

  • большой объем работ по кастомизации решения. Даже при самом удачном выборе кастомизации может подлежать до 30% функциональности системы. Хорошие (зрелые) системы, как правило, имеют множество настроечных параметров, тем самым снижая стоимость кастомизации и сокращая ее сроки,
  • необходимость определиться не только с поставщиком решения (или отдельного компонента) OSS/BSS, но и той компанией (или внутренней командой оператора связи), которая возьмет на себя ответственность за интеграцию,
  • необходимость убедиться в том, что разработчики решения OSS/BSS или заказчик имеют все спецификации на то оборудование или программное обеспечение, с которым надлежит интегрироваться,
  • Необходимость до внедрения определить сквозные (end-to-end) бизнес-процессы.

И это только особенности. В процесс выбора входят также стандартные критерии оценки программного обеспечения и его поставщика и эти критерии также стоит принимать во внимание, здесь я бы отметил только два критерия:

  • открытость и документированность интерфейсов,
  • следование стандартам отрасли.

Моя рекомендация по второму критерию — ориентироваться на SID (Shared Information and Data model от Telemanagement Forum), чтобы избежать неправильного толкования таких понятия как заказ (order), клиент, услуга, продукт, спецификация ресурса, проблема клиента и т.д. и на eTOM при проектировании бизнес-процессов.

Еще раз подчеркиваю, что критериев намного больше, чем я перечислил. Группа компаний PricewaterhouseCoopers, где я сейчас работаю, имеет свою собственную методологию выбора программного обеспечения, известную в мире, как TripleS.

Вопрос: Что вы считаете ключевых фактором успеха при внедрении решений OSS/BSS?

Ключевой фактор — необходимость проектирования автоматизированного бизнес-процесса, то есть такой подход к инжинирингу, который позволяет создать процесс с принципиально новыми характеристиками стоимости его исполнения и скорости протекания. Заниматься просто автоматизацией не имеет смысла. Простая автоматизация очень часто приводит к тому, что не системы обслуживают людей, а люди обслуживают системы. В системах класса OSS/BSS принцип IBM «Человек думает — машина работает» должен иметь первостепенное значение.



Список статей