О чем пишут наши эксперты...

Внедрение OSS-систем для поддержки бизнеса телекоммуникационной компании.

Внедрение Систем поддержки операций (Operation Support System) - не самая легкая задача для современного мультисервисного оператора связи.  Кроме классической методологии управления проектом на помощь приходят различные подходы к внедрению таких систем. В данной статье описаны три таких подхода, которые можно успешно применять к таким системам семейства OSS, как:

  • Network Resources Inventory System-система инвентаризации сетевых ресурсов;
  • Fault Management System – система сбора и обработки аварийных сообщений на сети;
  • Performance Management System - система учета производительности элементов сети.

Что общего между этими системами? Все перечисленные выше системы имеют в своей основе общую составляющую  – объект, контролируемый системой - единичный  элемент сети (иными словами - ресурс). Ресурс – это оборудование телекоммуникационной сети (либо группа, либо физическая часть оборудования, либо его функциональная часть). Как правило современный оператор связи - это мультисервисный провайдер, а потому следует обратить внимание на многообразие типов и видов используемых им ресурсов.  Ресурсы можно разделить на различные классы: 

а) по роли Ресурса в реализации услуги. Ресурс может непосредственно реализовывать услугу или только содействовать её реализации,
б) по типу создаваемых соединений: сетевой, коммутационный, маршрутизирующий и прочее,
в) по вендору.

Причем все ресурсы в совокупности, как правило,  представляют единую сеть (или совокупность наложенных или интегрированных сетей), на базе которой оператор связи осуществляет предоставление услуг пользователям. Ориентация на слаженную и бесперебойную работу множества ресурсов становится главным драйвером при выборе того или подхода к внедрению. Что же влияет на выбор подхода? Перечислим технологические и бизнес-факторы.

    Основные технологические факторы:

  • типы и виды телекоммуникационных сетей;
  • общее число единиц оборудования, охвачиваемого внедрением;
  • наличие, количество, типы и виды Систем управления оборудованием (если они задействованы в управлении элементами сети);
  • разнообразие производителей (вендоров) телекоммуникационного оборудования;
  • количество площадок размещения оборудования и их территориальное  распределение;
  • виды и разнообразие используемых систем класса OSS;
  • особенности (комплексность) услуг, предоставляемых  оператором связи.

    Основные бизнес-факторы:

  • необходимость интегрировать внедряемую OSS-систему в  существующий технологический процесс предоставления услуг;
  • сроки внедрения OSS- системы;
  • стоимость внедрения;
  • влияние внедряемой системы на ключевые показатели деятельности предприятия;
  • возможность преlложения клиенту дополнительных классов обслуживания (SLA).

Совокупность технологических и бизнес-факторов влияет на выбор подхода к внедрению OSS-системы.


Согласно международным стандартам управления проектами, жизненный цикл любого проекта состоит из четырех фаз:1. Инициация; 2. Планирование; 3. Исполнение;  4. Завершение.

Выбор подхода к внедрению OSS-системы начинается на фазе «Инициация» жизненного цикла управления проектом, в момент, когда осуществляется подготовка нескольких альтернативных вариантов бизнес-плана проекта, оценивается финансовая эффективность проекта, утверждается концепция проекта. На фаза «Инициации» осуществляется оценка и проработка процесса внедрения по каждому из представленных подходов и далее проводится выбор оптимального подхода к внедрению. Далее, на фазе «Планирование» производится детальная проработка выбранного подхода, осуществляется разработка, экспертиза и утверждение технико-экономического обоснования проекта, проводится планирование работ согласно выбранном подходу.  На фазе «Исполнение»  выполняются работы, предусмотренные планом проекта.  По итогам завершающей стадии проекта проводится анализ исполнения проекта, выявляются достоинства и недостатки в управлении проектом, делаются выводы относительно эффективности использованного подхода и всего проекта в целом, формируется архив проекта.

Рассмотрим три наиболее часто применяемых подхода к внедрению OSS-системы:

Подход №1 «Комплексное внедрение» - классический подход к внедрению Системы и ведения проекта без разделения проекта на подпроекты по каким-либо признакам, в том числе, территориальному признаку, типу оборудования. Такой подход базируется на представлении Системы как единого целого.  Одна Система – один проект.

Подход №2 "Внедрение по типу оборудования» - внедрение Системы, основанное на принципе поэтапного ввода групп (видов) оборудования. Проект представляется как совокупность независимых подпроектов, каждый из которых – это проект внедрения одной группы или одного вида оборудования. Подпроект содержит все основные стадии управления проектом и может вестись автономно. Сколько видов оборудования – столько подпроектов  плюс завершающий подпроект, объединяющий все решения в единую Систему.

Подход №3 "Внедрение по площадкам» - внедрение Системы, основанное на принципе целостности размещения оборудования различных типов на определенной территории. Такой подход к внедрению представляет собой независимое внедрение Системы для каждой из площадок, где установлено оборудование территориально распределенной сети. Подпроект – это проект внедрения Системы для всех расположенных на территориальной единице типов оборудования. Территориальной единицей может быть узел связи, населенный пункт, регион и прочее. Внедрение производится поэтапно для каждой территориальной единицы, причем подпроекты возможно реализовывать независимо друг от друга.  Количество подпроектов равно количеству  площадок плюс один подпроект, объединяющий все решения в единую Систему.

Перечисленные выше подходы имеют общие задачи на каждой стадии осуществления проекта.

1. "Комплексное внедрение" построено на представлении Системы как единого целого,  без разделения на подпроекты. Одна Система – один проект.
Данная подход не является гибким: группы работ зависят друг от друга и выполняются последовательно, причем резервы времени минимальны. Работы по внедрению Системы выполняется одновременно для всего количества оборудования на всех задействованных площадках без исключения, в случае возникновения затруднений при выполнении одной группы работ все последующие работы напрямую зависят от выполнения и полного завершения предыдущей работы. Например, задержка в получении от вендора по одному из типов оборудования необходимых данных для выполнения работ по сбору и анализу технической документации может привести к задержке работы по подготовке и согласованию всего Технического Задания.  

Основными отличительными особенностями ведения проекта согласно данному подходу можно считать:

  • законченное решение при завершении проекта;
  • повышенные требования к команде проекта и качеству управления областями проекта, что ведет к уменьшению дополнительных затрат, возникающих в ходе реализации проекта;
  • достижение высокого уровня качества проекта за счет детальной проработки проекта на стадии планирования.

Данный подход  хорош применим для внедрения Систем, охватывающих небольшое количество типов оборудования (до 5 типов), а также единиц оборудования (не более 100), при условии, что однотипное оборудование на всех площадках территориально распределенной сети настроено одинаково и доступно для проведения работ по внедрению. Подход может быть применим к любой системе семейства OSS.

2. "Внедрение по типу оборудования" представляет собой внедрение Системы независимыми подпроектами, каждый подпроект – это проект внедрения одной группы или одного типа оборудования. Подпроект проходит все основные стадии управления проектом и может вестись автономно. Сколько типов оборудования – столько подпроектов  плюс завершающий подпроект, объединяющий все решения в единую Систему.

Данный подход является гибким и наращиваемым, каждый подпроект имеет независимое управление и бюджет. В тоже время необходимо на фазе разработки предусмотреть правила интеграции и объединения решений всех подпроектов с учетом дальнейшего возможного наращивания Системы новыми типами оборудования, что требует детального проектирования архитектуры Системы.

Подход внедрения по типу оборудования применима для проектов с большим количеством единиц однотипного оборудования (от 100), с поэтапным финансированием проекта (с ограниченным бюджетом или частичным финансированием), с ограничениями по срокам ведения  всего проекта. Подход более всего применим для Системы сбора и обработки аварийных сообщений и Систем управления производительностью.

3. "Внедрение по площадкам"  основано на принципе целостного представления о размещении оборудования различных типов на определенной территории. Проект внедрения состоит из нескольких подпроектов, которые представляют собой независимое внедрение Системы на территориальной единице для расположенных на ней всех типов оборудования. Приоритет и последовательность реализации подпроектов выбирается с учетом различных параметров, таких, например, как количество подключенных клиентов, количество расположенного на площадке оборудования, значимость площадки для бизнеса Компании. Проект состоит из подпроектов, причем каждый подпроект может иметь независимое от других подпроектов управление и  бюджет.

Данная подход является гибким, наращиваемым по типам оборудования и масштабируемым. Каждый подпроект внедрения можно рассматривать как отдельный независимый проект, причем, при добавлении в топологию сети новой площадки с существующим типом оборудования или неиспользуемым до этого типом элемента сети, интеграция новой подсистемы осуществляется без внесения существенных дополнений в саму Систему.


Рассмотрим проект внедрения Системы управления неисправностями в ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», который  осуществлялся  в период с декабря 2006 года (инициация проекта) по декабрь 2007 года (завершающая стадия проекта). Внедрение Системы управления неисправностями направлено на улучшение деятельности Компании по технической поддержке услуг, предоставляемых пользователям, предотвращение неисправностей и сокращение времени устранения в случаях их возникновения.

На стадии инициации проекта был определен объем проекта, согласована архитектура и  топология сети; определено количество единиц оборудования, подлежащих мониторингу. Система мониторинга управления неисправностями должна была охватить большую часть телекоммуникационного оборудования ОАО «МТТ», для этого предполагалось внедрение Системы осуществлять поэтапно: первый этап – мониторинг оборудования, предоставляющего услуги междугородней и международной связи (коммутационное оборудование, оборудование SDH, оборудование SoftSwitch), на следующих этапах – оборудование сети передачи данных IP услуг и сети NGN.

Были определены и утверждены способы централизованного сбора данных об авариях с оборудования и протоколы передачи данных, определен перечень существующих систем мониторинга, согласованы требования к совместному  функционированию с системой учета неисправностей, определены и утверждены общие и функциональные требования к Системе, составлены требования по структуре и функционированию, разработаны требования по фильтрации, корреляции полученных сообщений, утверждены требования к визуализации данных и требования к эксплуатации Системы.

На стадии инициации проекта, на конкурсной основе, был выбран Исполнитель проекта - системный интегратор, сформирована команда проекта. Управление проектом внедрения Системы управления неисправностями со стороны Заказчика осуществлялось назначенным менеджером по проектам Отдела проектного управления Компании.
Исполнителем был предложен классический подход к внедрению – комплексное внедрение Системы. В дальнейшем, на завершающей стадии проекта был проведен анализ проекта и определены преимущества и недостатки выбранного подхода.

Проект, несмотря на выявленные в ходе своей реализации проблемы, можно считать успешным и завершенным. Но в тоже время, некоторых проблем можно было избежать, применив подходы, отличные от классического. В первую очередь это связано с тем, что на этапе планирования не были учтены некоторые особенности крупной телекоммуникационной компании с территориально распределенной сетью и разнородным оборудованием. Эти особенности можно разделить на особенности организационного и технического характера. При упоминании организационных особенностей следует подчеркнуть, что внедрение любой новой Системы в крупной компании – это коренное изменение устоявшихся технологических процессов и работы персонала Компании. Исходя их этого, внедрение следует осуществлять «сверху вниз», зачастую, в директивном порядке, чтобы избежать сильной зависимости проекта и ожидаемых результатов от человеческого фактора.  Проблемы технического характера легче поддаются выявлению, поэтому рассмотрим некоторые из проблем, которые наиболее значимы и могут быть выявлены еще на этапе планирования и разработки системы и которых можно избежать при внедрении Систем  подобного типа.

1. Проблемы планирования и разработки системы, анализа оборудования и систем управления.
Формат, содержание и протоколы обмена данными, используемых в Системах управления оборудованием, разработанных вендорами, могут отличаться от данных, полученных с оборудования Системой управления неисправностями. Эта проблема может отразиться в дальнейшем при проведении тестирования, когда ошибочно проводится сверка данных, сформированных оборудованием и данными, поступившими в Систему мониторинга. Избежать возникновение подобной проблемы возможно путем проведения дополнительного анализа всех алгоритмов преобразования информации и с учетом этого составлять методику тестирования.

2. Проблемы реализации Системы – проблемы настройки оборудования. Оборудование одного типа может иметь конфигурационные параметры, настроенные по-разному. Передаваемые данные для анализа будут отличаться даже при условии, что Система мониторинга настроена на один тип оборудования. Обойти данную проблему можно проведя сверку конфигураций оборудования  одного типа  на этапе сбора и анализа данных при разработке Системы.

3. Проблемы реализации системы – проблемы работы с поставщиками оборудования. Выявление проблем, связанных с оборудованием и необходимостью привлечения специалистов производителя или сторонних организаций. Для выявления проблем такого рода необходимо на этапе планирования разработать план управления контрактами и поставками, которые уже существуют и которые могут быть востребованы в ходе проекта.

4. Проблемы реализации системы- проблемы Систем  мониторинга. Разработка принципов агрегации и корреляции аварийных сообщений зависит от утвержденной топологии сети, политики управления и выполняемых функций Системами.

5. Проблемы при вводе системы в эксплуатацию.
Проблемы при вводе системы в промышленную эксплуатацию могут быть связаны в первую очередь с завышенными или измененными в процессе реализации проекта, относительно первоначальных, ожиданиями Заказчика. В ходе проекта Заказчик, по мере своего «созревания» более детально знакомится с возможностями Системы, он может выдвигать все новые и новые требования, которые в итоге могут быть привести к глобальным изменениям в архитектуре самой Системы и полностью изменить ожидаемые результаты проекта. Для этого необходимо постоянно контролировать содержание и объем проекта и в случае, если новые требования по проекту влекут за собой большие изменения, то остановить существующий  проект и начинать новый проект по новым требованиям, либо не учитывать новые требования и продолжать реализацию существующего проекта.

В любой телекоммуникационной компании процесс внедрения OSS-систем - процесс не простой, часто имеющий свою специфику, но учитывая описанный выше положительный опыт внедрения подобных систем в ОАО «МТТ» и выбрав наиболее адекватный подход к внедрению, можно избежать появления большинства основных проблем, характерных для телекоммуникационных компаний с распределенной телекоммуникационной сетью. Тем самым Компания может сократить затраты на внедрение, соблюсти сроки проекта и полностью реализовать требования Заказчика.  

Дата публикации 08.05.2010



«Создай себе досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.»
 

Реализованные проекты

все проекты

Наши контакты

Офис компании

105082, г.Москва, Спартаковский переулок, дом 2, строение 1

(495) 922-1240

info@consulo.ru