Преподавание стратегического управления: Как мы готовим стратегов?

01.08.2013

Автор: Аркадий Пасерба

СБОРНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ». МОСКВА, МИРБИС, 2012.

Преподавание стратегического управления в вузах и бизнес-школах нашей страны — абсолютно уникальный вид преподавательской работы. Можно смело утверждать, что еще каких-нибудь 15-20 лет назад никто из нынешних преподавателей этого курса (за исключением лишь, возможно, тогдашних слушателей Академии Генерального штаба Минобороны СССР) и не помышлял о том, что ему когда-либо придется всерьез готовить стратегов. Ни в Высших партийных школах, ни в аспирантурах и докторантурах подобной дисциплины не было. Стратег на всю Советскую страну у нас всегда был только один.

Стратегический менеджмент — как вид управленческой деятельности, как научная теория и учебная дисциплина — пришел к нам с Запада, вместе с рыночной экономикой. Профессиональные стратеги и профессиональная, практически промышленная, их подготовка внезапно потребовались в стране, где в течение более чем полувека из всего дееспособного населения каленым железом выжигалась любая спонтанная, самопроизвольная субъектность.

В этой связи как минимум странной представляется ситуация, когда большинство отечественных учебных программ курса «Стратегическое управление» в теоретическом и методическом планах являются по сути своей лишь кальками аналогичных европейских или американских курсов. Взращенная на либерально-демократическом «двухсотлетнем английском газоне» их стратегическая поросль, в отличие от нас, понятия не имеет о возможной проблеме фатального отсутствия даже в общественной элите естественной тяги к самостоятельному, стратегическому мышлению и действию. Едва ли не с начала 90-х годов прошлого века наша страна на все лады стенает об отсутствии национальной стратегии — и вот уже относительно недавно Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев опять сетует: «У нас даже предприниматели ничего не предпринимают...»

Как же тогда надо готовить стратегов из сегодняшних 20-25-летних студентов, чьи родители были пионерами и комсомольцами 70-х и 80-х? На опыте 4х-летнего преподавания курса «Стратегическое управление» в магистратуре экономического факультета МГУ (курс с экзаменом объемом 56 часов), в ведущих бизнес-школах Москвы (МИРБИС, МТУ-ВТИ) и Бизнес-школе НОУ ВПО «Институт экономики», а также с учетом своей более чем 15-летней консалтинговой практики на средних и крупных российских и транснациональных предприятиях автор предлагает собственное решение.

Ниже приводятся очень краткие соображения тезисного характера: в чем отличие авторского видения курса по стратегическому управлению от других курсов, аналогичных по теме? Основных отличий два: собственно концептуальное (в части отбора теоретического материала для изложения) и практическое (в части выбора методики для отработки у слушателей прикладных навыков).

1. Концептуальный выбор. Введение в курс предполагает предварительную «синхронизацию» уже имеющихся у слушателей знаний в сфере стратегического управления (полученных из ранее пройденных дисциплин и общего жизненного опыта), приведение их к «единому знаменателю» путем проговаривания и совместной выработки на первом занятии базовых терминов и системных понятий менеджмента, а также путем «совмещения» разрозненных тезаурусов участников курса в процессе общего целеполагания (разработки общих целей) на последующий курс занятий в целом.

Особый упор в начале курса делается на психологическое помещение слушателей в ситуацию стратегического экзистенциального выбора, принятия судьбоносного (лично для себя), долгосрочного и в высшей степени ответственного решения. Такого рода особая атмосфера, имитирующая реальную стратегическую обстановку, создается путем выполнения специального домашнего задания и использования тренинговой техники при организации второго занятия. Таким образом, слушатели изначально становятся «стратегами».

Традиционные инструменты стратегического анализа и теоретические концепции стратегического планирования/позиционирования выполняют в данном курсе предельно вспомогательную роль — лишь в качестве возможных, относительно распространенных в бизнес-среде ментальных моделей, являющихся не более чем «ярлычками», понятийным аппаратом, то есть способом как-то назвать, обозначить комплексы решений, действий и поступков абсолютно свободного от каких бы то ни было штампов в своем мышлении и творчестве субъекта-стратега.

Отдельным разделом вынесен вопрос так называемой «фундаментальной драмы» стратегического управления, в конце курса снова (но уже на ином уровне понимания) возвращающий слушателей к общечеловеческим экзистенциальным проблемам: одиночества, свободы, смысла жизни и конечности человеческого существования.

2. В практической части курса (контактные часы — работа в группах по 5-8 человек) использован авторский полутора-двухчасовой тренинг, целью которого является экспресс-отработка организации групповой (командной) работы 5-8 функциональных топ-менеджеров по планированию деятельности компании. Проводится он в виде регулярной (еженедельной) планерки, включающей блиц-отчет руководителей по их функциональным направлениям, краткое освещение текущих «пограничных» проблем смежных отделов и постановку директором новых (внешних) целей/задач на очередной период оперативного бизнес-планирования.

Уникальность формы состоит, в первую очередь, в ее скоротечности, спрессованности во времени. Вся «планерка» занимает всего 30 минут. Жесткая, но качественная регламентация совещательного процесса (весь регламент — одна страница формата А4) позволяет группе единомышленников, пару часов назад, возможно, даже и не знавших друг друга, буквально в считанные минуты «разгребать» свежие наросты организационной энтропии, в максимально конструктивном духе решать сложнейшие коллизии любой бизнес-активности фирмы.

В качестве теоретической основы для разработки соответствующего регламента автором использованы книга президента-основателя корпорации Intel Эндрю Гроува «Высокоэффективный менеджмент» и методические документы Военно-Морского Флота РФ, в частности, «Расписание действий главного командного пункта (ГКП) ракетного подводного крейсера стратегического назначения при всплытии на сеанс связи и определения места, с последующим выходом в ракетную (торпедную) атаку». Дополнительно — некоторые идеи из книг замечательных советских режиссеров Михаила Ромма и Анатолия Эфроса (в частности, идея и варианты реализации так называемой «режиссерской экспликации» сценария).

Интересно, что группа менеджеров-участников тренинга, отработавшая в ходе даже одного занятия оперативное взаимодействие на основе данного регламента, способна далее столь же эффективно и в сжатые сроки совместно продуцировать такие традиционные «интеллектуальные долгострои», как стратегический анализ, бизнес-стратегия и стратегический план компании. Кроме того, последующее использование ими данного регламента взаимодействия позволяет столь же непринужденно создавать и успешно эксплуатировать уже совершенно практические, прикладные механизмы декомпозиции и исполнения общих стратегических планов.

Иначе говоря, тренинг этот особенно полезен в виде двух занятий: на первом, на основе предложенного регламента, создается сам инструмент оперативного взаимодействия участников и синтеза ими единых управленческих решений. На втором — этот инструмент применяется к конкретной (игровой) бизнес-ситуации. Причем, в принципе, не обязательно ситуацию придумывать автономно от предыдущих занятий группы (по параллельным дисциплинам), скорее даже лучше использовать какие-то уже ранее применявшиеся в обучении группы кейсы.

Приложение: Программа курса «Стратегическое управление» © Аркадий Пасерба

№ п/п Вид занятия Тема Основные вопросы Кол-во часов (минимальное)

1

Лекция-семинар

Введение в стратегический менеджмент

Цели и особенности изучения. Термины и базовые понятия стратегического управления: экономика, рынок, предпринимательство, корпорация, менеджмент, видение, миссия, бизнес-процесс, проект, бюджет, бизнес-процесс. Функции и связующие процессы менеджмента. Модель принятия решения менеджером. Определения стратегии. История термина. Базовые стратегии поведения в конфликте по Блейку и Моутону.

4

2

Лекция-семинар

Экзистенциальный стратег

Очарование стратегического управления. Экзистенциальные проблемы человека в западной философии и психоанализе. Принятие стратегического решения индивидуумом (разбор домашнего задания на материале рассказа Василия Шукшина). Ментальные модели и их использование. Признаки стратегического подхода.

4

3

Лекция-семинар

Инструменты стратегического анализа

Ограничения структурного анализа. Понятие системы. Три «главных» вопроса системного анализа. Диагностика и обследование предприятия в стратегическом консалтинге. Инструменты и методы стратегического анализа: SWOT, матрицы БКГ, Мак-Кинзи, Ансоффиа (товары-рынки), цепочка Портера. Методы активизации психической деятельности. Интервьюирование и домашнее задание по учебному кейсу «Проект Moovie-car» (или другому).

4

4

Лекция-семинар

Базовые рыночные стратегии компании

Стратегии конкуренции: лидерство по издержкам, широкая дифференциация, стратегия оптимальных издержек. Сфокусированные стратегии конкуренции.

Стратегии внешнего роста: концентрическая диверсификация, конгломератная диверсификация, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, аутсорсинг. Специальные антикризисные стратегии: стабильности, роста, сокращения. Функциональные «стратегии».

4

5

Лекция-семинар

Системы стратегического планирования и исполнения стратегии

Природа стратегического действия. Стратегия — «путь самурая». Стратегические программы и проекты в бизнесе и государственном управлении. Система управления проектами. Сбалансированная система показателей. Опыт разработки и внедрения систем стратегического управления в российских и зарубежных компаниях и органах государственной власти.

4

6

Лекция-семинар

Фундаментальная драма стратегического управления

Закон необходимого разнообразия У.Эшби. Кризисы в развитии организации. Понятие стратегического разрыва. Ранняя профилактика кризисов. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Общие принципы антикризисных программ и мероприятий. Сценарное стратегическое планирование. Школы стратегий по Г.Минцбергу и «7П» стратегии.

4

7

Контактные часы-1

(тренинг)

Формирование стратегической коммуникационной площадки

Практика в микро-группах. Регламент проведения совещаний: отработка навыков групповой (командной) интеллектуальной работы. Стратегия как коммуникационная площадка по А.Клейну.

2+2

8

Контактные часы-2

(тренинг)

Работа стратегического штаба проекта

Практика в микро-группах. Формирование стратегических альтернатив: отработка навыков стратегического планирования. Проектное (целевое) совещание по Э.Гроуву.

2+2

9

Экзамен

(или зачет)

Стратегический анализ кейса.

Оценка результатов изучения курса

Оценка результатов работы (выходных документов) по кейсу, например, «Проект Moovie-car» или «V2V group» или иной: план интервью, SWOT-анализ, стратегический меморандум.

Дополнительно: стратегический анализ кейса «Компания Atoms», или «Armada group» или иной.

Вопросы и контрольные задания по теме курса.

4

Итого (минимум)

36 часов



Список статей