
01.08.2013
Автор: Аркадий Пасерба
СБОРНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ: ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ». МОСКВА, МИРБИС, 2012.
Преподавание стратегического управления в вузах и бизнес-школах нашей страны — абсолютно уникальный вид преподавательской работы. Можно смело утверждать, что еще каких-нибудь
Стратегический менеджмент — как вид управленческой деятельности, как научная теория и учебная дисциплина — пришел к нам с Запада, вместе с рыночной экономикой. Профессиональные стратеги и профессиональная, практически промышленная, их подготовка внезапно потребовались в стране, где в течение более чем полувека из всего дееспособного населения каленым железом выжигалась любая спонтанная, самопроизвольная субъектность.
В этой связи как минимум странной представляется ситуация, когда большинство отечественных учебных программ курса «Стратегическое управление» в теоретическом и методическом планах являются по сути своей лишь кальками аналогичных европейских или американских курсов. Взращенная на либерально-демократическом «двухсотлетнем английском газоне» их стратегическая поросль, в отличие от нас, понятия не имеет о возможной проблеме фатального отсутствия даже в общественной элите естественной тяги к самостоятельному, стратегическому мышлению и действию. Едва ли не с начала
Как же тогда надо готовить стратегов из сегодняшних 20-25-летних студентов, чьи родители были пионерами и комсомольцами
Ниже приводятся очень краткие соображения тезисного характера: в чем отличие авторского видения курса по стратегическому управлению от других курсов, аналогичных по теме? Основных отличий два: собственно концептуальное (в части отбора теоретического материала для изложения) и практическое (в части выбора методики для отработки у слушателей прикладных навыков).
1. Концептуальный выбор. Введение в курс предполагает предварительную «синхронизацию» уже имеющихся у слушателей знаний в сфере стратегического управления (полученных из ранее пройденных дисциплин и общего жизненного опыта), приведение их к «единому знаменателю» путем проговаривания и совместной выработки на первом занятии базовых терминов и системных понятий менеджмента, а также путем «совмещения» разрозненных тезаурусов участников курса в процессе общего целеполагания (разработки общих целей) на последующий курс занятий в целом.
Особый упор в начале курса делается на психологическое помещение слушателей в ситуацию стратегического экзистенциального выбора, принятия судьбоносного (лично для себя), долгосрочного и в высшей степени ответственного решения. Такого рода особая атмосфера, имитирующая реальную стратегическую обстановку, создается путем выполнения специального домашнего задания и использования тренинговой техники при организации второго занятия. Таким образом, слушатели изначально становятся «стратегами».
Традиционные инструменты стратегического анализа и теоретические концепции стратегического планирования/позиционирования выполняют в данном курсе предельно вспомогательную роль — лишь в качестве возможных, относительно распространенных в бизнес-среде ментальных моделей, являющихся не более чем «ярлычками», понятийным аппаратом, то есть способом как-то назвать, обозначить комплексы решений, действий и поступков абсолютно свободного от каких бы то ни было штампов в своем мышлении и творчестве субъекта-стратега.
Отдельным разделом вынесен вопрос так называемой «фундаментальной драмы» стратегического управления, в конце курса снова (но уже на ином уровне понимания) возвращающий слушателей к общечеловеческим экзистенциальным проблемам: одиночества, свободы, смысла жизни и конечности человеческого существования.
2. В практической части курса (контактные часы — работа в группах по
Уникальность формы состоит, в первую очередь, в ее скоротечности, спрессованности во времени. Вся «планерка» занимает всего 30 минут. Жесткая, но качественная регламентация совещательного процесса (весь регламент — одна страница формата А4) позволяет группе единомышленников, пару часов назад, возможно, даже и не знавших друг друга, буквально в считанные минуты «разгребать» свежие наросты организационной энтропии, в максимально конструктивном духе решать сложнейшие коллизии любой бизнес-активности фирмы.
В качестве теоретической основы для разработки соответствующего регламента автором использованы книга президента-основателя корпорации Intel Эндрю Гроува «Высокоэффективный менеджмент» и методические документы Военно-Морского Флота РФ, в частности, «Расписание действий главного командного пункта (ГКП) ракетного подводного крейсера стратегического назначения при всплытии на сеанс связи и определения места, с последующим выходом в ракетную (торпедную) атаку». Дополнительно — некоторые идеи из книг замечательных советских режиссеров Михаила Ромма и Анатолия Эфроса (в частности, идея и варианты реализации так называемой «режиссерской экспликации» сценария).
Интересно, что группа менеджеров-участников тренинга, отработавшая в ходе даже одного занятия оперативное взаимодействие на основе данного регламента, способна далее столь же эффективно и в сжатые сроки совместно продуцировать такие традиционные «интеллектуальные долгострои», как стратегический анализ, бизнес-стратегия и стратегический план компании. Кроме того, последующее использование ими данного регламента взаимодействия позволяет столь же непринужденно создавать и успешно эксплуатировать уже совершенно практические, прикладные механизмы декомпозиции и исполнения общих стратегических планов.
Иначе говоря, тренинг этот особенно полезен в виде двух занятий: на первом, на основе предложенного регламента, создается сам инструмент оперативного взаимодействия участников и синтеза ими единых управленческих решений. На втором — этот инструмент применяется к конкретной (игровой) бизнес-ситуации. Причем, в принципе, не обязательно ситуацию придумывать автономно от предыдущих занятий группы (по параллельным дисциплинам), скорее даже лучше использовать какие-то уже ранее применявшиеся в обучении группы кейсы.
Приложение: Программа курса «Стратегическое управление» © Аркадий Пасерба
Вид занятия | Тема | Основные вопросы | Кол-во часов (минимальное) | |
---|---|---|---|---|
1 |
Лекция-семинар |
Введение в стратегический менеджмент |
Цели и особенности изучения. Термины и базовые понятия стратегического управления: экономика, рынок, предпринимательство, корпорация, менеджмент, видение, миссия, бизнес-процесс, проект, бюджет, бизнес-процесс. Функции и связующие процессы менеджмента. Модель принятия решения менеджером. Определения стратегии. История термина. Базовые стратегии поведения в конфликте по Блейку и Моутону. |
4 |
2 |
Лекция-семинар |
Экзистенциальный стратег |
Очарование стратегического управления. Экзистенциальные проблемы человека в западной философии и психоанализе. Принятие стратегического решения индивидуумом (разбор домашнего задания на материале рассказа Василия Шукшина). Ментальные модели и их использование. Признаки стратегического подхода. |
4 |
3 |
Лекция-семинар |
Инструменты стратегического анализа |
Ограничения структурного анализа. Понятие системы. Три «главных» вопроса системного анализа. Диагностика и обследование предприятия в стратегическом консалтинге. Инструменты и методы стратегического анализа: SWOT, матрицы БКГ, Мак-Кинзи, Ансоффиа (товары-рынки), цепочка Портера. Методы активизации психической деятельности. Интервьюирование и домашнее задание по учебному кейсу «Проект Moovie-car» (или другому). |
4 |
4 |
Лекция-семинар |
Базовые рыночные стратегии компании |
Стратегии конкуренции: лидерство по издержкам, широкая дифференциация, стратегия оптимальных издержек. Сфокусированные стратегии конкуренции. Стратегии внешнего роста: концентрическая диверсификация, конгломератная диверсификация, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, аутсорсинг. Специальные антикризисные стратегии: стабильности, роста, сокращения. Функциональные «стратегии». |
4 |
5 |
Лекция-семинар |
Системы стратегического планирования и исполнения стратегии |
Природа стратегического действия. Стратегия — «путь самурая». Стратегические программы и проекты в бизнесе и государственном управлении. Система управления проектами. Сбалансированная система показателей. Опыт разработки и внедрения систем стратегического управления в российских и зарубежных компаниях и органах государственной власти. |
4 |
6 |
Лекция-семинар |
Фундаментальная драма стратегического управления |
Закон необходимого разнообразия У.Эшби. Кризисы в развитии организации. Понятие стратегического разрыва. Ранняя профилактика кризисов. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Общие принципы антикризисных программ и мероприятий. Сценарное стратегическое планирование. Школы стратегий по Г.Минцбергу и «7П» стратегии. |
4 |
7 |
Контактные часы-1 (тренинг) |
Формирование стратегической коммуникационной площадки |
Практика в микро-группах. Регламент проведения совещаний: отработка навыков групповой (командной) интеллектуальной работы. Стратегия как коммуникационная площадка по А.Клейну. |
2+2 |
8 |
Контактные часы-2 (тренинг) |
Работа стратегического штаба проекта |
Практика в микро-группах. Формирование стратегических альтернатив: отработка навыков стратегического планирования. Проектное (целевое) совещание по Э.Гроуву. |
2+2 |
9 |
Экзамен (или зачет) |
Стратегический анализ кейса. Оценка результатов изучения курса |
Оценка результатов работы (выходных документов) по кейсу, например, «Проект Moovie-car» или «V2V group» или иной: план интервью, SWOT-анализ, стратегический меморандум. Дополнительно: стратегический анализ кейса «Компания Atoms», или «Armada group» или иной. Вопросы и контрольные задания по теме курса. |
4 |
Итого (минимум) |
36 часов |