Коррекция миссии компании

27.02.2011

Автор: Виктор Рудь

«Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб,
не у разумных — богатство и не искусным — благорасположение,
но время и случай для всех их.

Ибо человек не знает своего времени».

Экклезиаст.

Коррекция миссии компании — не простая задача . Не простая настолько, что мы подчеркиваем: КОРРЕКЦИЯ. То есть мы подразумеваем, что вы уже провели начальные поиск и изыскание своей миссии, что вы уже даже сформулировали ее и «повесили» на своем сайте, однако же какая-то неудовлетворенность остаётся. Чаще всего эта неудовлетворенность есть результат проведенного мозгового штурма при выработке миссии. Было много разговоров, мнений, споров, были неожиданные озарения у участников того длинного совещания, однако же выработать что-то лаконичное и четкое не удалось, скорее удалось примерить участников неким пространным заявлением: «будем делать то, что умеем, то что будет хорошо продаваться, чтобы клиенты были счастливы, акционеры богаты, ну и себе на зарплату и бонусы хватило». Не сразу такая миссия выдерживает проверку временем или, точнее подмечая, проверку действием. И это понятно, иначе и быть не может.

Классический подход к формулированию миссии предполагает, что она должна быть сформулирована компанией изначально, в момент создания или сразу после создания компании. Однако это неверно, точно также как неверно указать только что родившемуся ребенку на его предназначение. Следует также считать ошибкой трактовку «миссии» как синоним к слову «видение». Миссия — это смысловое заявление, а видение — это уже идея по реализации, по путям достижения сформулированной миссии. Видение может меняться со временем, быть лучшим или худшим, и в отсутствие четкой миссии становится простым ориентиром на прибыль. Миссия более стабильна (точнее сказать — единственна), однако ее четкое формулирование и осознание может занять годы.

Коррекция миссии (если миссия была сформулирована в момент рождения компании) выполняется не ранее, чем через 2-3 года от начала деятельности компании. При коррекции миссии в рассмотрение принимаются:

  • видение лидеров компании, а также основные мотивы акционеров.
  • осознание компанией понятия «социальная ответственность».
  • ценности компании. Что вообще компания знает о ценностях? Кто является носителем ценностей?
  • стратегия компании в последние 3-5 лет и на ближайшие 3-5 лет. Неплохо бы иметь представление о стратегии компании на ближайшие 20, 50, и еще лучше на ближайшие 100-500 лет.
  • все ключевые события в жизни компании за прошедшие 3-5 лет.
  • интеллектуальный потенциал компании (отчасти это выражается в том, каких профессионалов и в каких областях компании удалось привлечь к разовому и постоянному сотрудничеству).
  • эмоциональная атмосфера в компании.
  • «здоровье» компании.
  • состояние офиса, рабочих мест, оборудования, инфраструктуры.

Один из подходов к формулированию миссии заключается в понимании вложенности социальных систем и систем вообще. Ни один бизнес не действует в вакууме, всегда есть определенный контекст действия, всегда есть смежные бизнесы, национальные проекты, государственные задачи, социальные проблемы и т.п. Понимание своей роли в системе более высокого порядка также важно, как и ощущение собственного счастья и собственной удовлетворенности.

...

Миссия может быть угадано вами верно, но лучше найти, нащупать действием тот смысл, который вы вкладываете в это понятие. Тогда все остальные этажи здания под названием «бизнес» будут выстроены слаженным образом. Вы получите не просто «машину для зарабатывания денег», но социальный механизм, который двигает всех участников этого механизма к самореализации и полному раскрытию их потенциала и таланта.



Список статей