О чем пишут наши эксперты...
OSS/BSS в России. 2007 год
По материалам интервью N-скому журналу. 2006-2007 год.
Вопрос: Что отличает решения OSS/BSS от других видов программного обеспечения?
Решения OSS/BSS относятся к наиболее сложному виду программного обеспечения ввиду тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Фактически, ряд бизнес-процессов оператора связи вообще не может существовать в неавтоматизированном виде. Эта особенность OSS/BSS – зависимость эффективности их работы от продуманности бизнес-процессов, которые они автоматизируют - заставляет поставщиков OSS/BSS консолидировать усилия не только в области обеспечения интегрируемости приложений, но также и в областях, связанных с дизайном и инжинирингом процессной модели для провайдеров телекоммуникационных услуг. Совершенно очевидно, что применение инженерных методов к дизайну бизнес-операций должно вести и ведет к унификации бизнес-операций.
Именно это стремление – стремление к унификации процессов и информационных потоков - лежит в основе eTOM, SID, NGOSS – тех инициатив Telemengment Forum, благодаря которым аббревиатуры OSS и BSS стали частью нашего повседневного оборота.
Естественно, что эта сложность OSS/BSS решения распространяется как на процесс их проектирования/разработки, так и на процессы их выбора и внедрения.
Вопрос: Какие функции OSS/BSS сегодня наиболее востребованы?
- Биллинг-cистемы,
- Системы, автоматизирующие процессы CRM (customer relationship management, функциональная область «Рынок-Продукт-Клиент» операционной карты eTOM).
- Системы класса provisioning (системы управления услугами и активации сетевых элементов).
- Системы класса billing data mediation.
- Системы класса Inventory и системы оптимизации использования ресурсов сети.
- Системы класса revenue assurance.
Вопрос: Какова ситуация на российском рынке (спрос, предложение)?
- недооценка российскими связистами операционной эффективности,
- разделение понятий ПО и БП (программное обеспечение и бизнес-процессы). Такое разделение, как правило, приводит к локальной автоматизации отдельных подразделений, и компании не получают тех выгод, которые присущи комплексным решениям,
- все еще поверхностное понимание в отрасли роли и специфики компонентов OSS/BSS.
- возрастающую ориентацию компаний связи на потребителя и его запросы,
- возрастающую роль качества услуг в борьбе за потребителя,
- рынок слияний и поглощений среди компаний связи, который заставляет искать связистов и интеграторов методы унификации программного обеспечения и бизнес-процессов.
Вопрос: Как выбирать решения OSS/BSS?
Большая ориентированность OSS/BSS на процессы оператора связи и большое разнообразие вариантов течения этих процессов у операторов связи подстегивают желание поставщиков решений придать своему программному обеспечению большую гибкость. Как правило, это еще больше усложняет сами решения, хотя и облегчает процесс их внедрения. Однако заказчику следует знать степень этой гибкости, в том числе и ограничения, которые из нее вытекают (например, по используемым программным платформам или производительности кода). Поэтому процесс выбора OSS/BSS решения заказчиком является отнюдь не простым и не всегда может быть выполнен только силами существующего персонала компании-заказчика. Давайте посмотрим, какие еще факторы, кроме процессных и функциональных, должны быть приняты во внимание при выборе. Все эти факторы вытекают из следующих особенностей OSS/BSS-решений и процесса их внедрения:
- необходимость интеграции модулей OSS с системами управления сети оператора связи, предполагающая большой объем интеграционной работы или работ по настройке OSS/BSS, а также хорошее знание специфики работы телекоммуникационного оборудования со стороны внедряющей компании,
- охват одним решением нескольких подразделений и бизнес-процессов оператора связи, что повышает сложность в управлении требованиями к решению,
- оn-line взаимодействие модулей OSS/BSS, предполагающее тесную интеграцию модулей между собой,
- гибкость решения в процессе эксплуатации, то есть возможность оперативно, без привлечения разработчика, менять сценарии работы модулей, добавлять новые атрибуты к объектам и т.п.
- масштабируемость в широких пределах, в том числе за счет архитектурных особенностей реализации программного решения OSS/BSS, а не только за счет наращивания аппаратной платформы,
- баланс простоты и сложности, так как никто в компании связи не может знать всю систему целиком,
- высокая модульность решения для повторного использования компонентов OSS/BSS, позволяющая конструировать бизнес-логику поддержки новых услуг,
- сертифицированность решения, так как некоторые модули OSS/BSS фактически являются элементами сети связи.
- большой объем работ по кастомизации решения. Даже при самом удачном выборе кастомизации может подлежать до 30% функциональности системы. Хорошие (зрелые) системы, как правило, имеют множество настроечных параметров, тем самым снижая стоимость кастомизации и сокращая ее сроки,
- необходимость определиться не только с поставщиком решения (или отдельного компонента) OSS/BSS, но и той компанией (или внутренней командой оператора связи), которая возьмет на себя ответственность за интеграцию,
- необходимость убедиться в том, что разработчики решения OSS/BSS или заказчик имеют все спецификации на то оборудование или программное обеспечение, с которым надлежит интегрироваться,
- Необходимость до внедрения определить сквозные (end-to-end) бизнес-процессы.
-
открытость и документированность интерфейсов,
-
следование стандартам отрасли.
Вопрос: Что вы считаете ключевых фактором успеха при внедрении решений OSS/BSS?
Реализованные проекты
- Архитектура систем в проекте цифровой маркировки
- Проектирование системы автоматизации инвест.деятельности
- Создание информационной модели и метамодели АЭС
- Разработка сервисного каталога
- Концептуальная модель данных телекома
- Дизайн и автоматизация workflow процессов
- Архитектурные проекты
- Ростелеком. Разработка продукт-каталога для оператора фиксированной связи.
Наши контакты
Офис компании
105082, г.Москва, Спартаковский переулок, дом 2, строение 1
(495) 922-1240