Марк Аврелий - человек, философ, император


Марк Аврелий - римский император, последний из великих в династии Антонинов, правление которых считается серебряным веком Римской империи (с 96 по 192 год).

Годы жизни: 121 - 180 нашей эры.

Годы правления: 161-180 нашей эры.

Римская империя во времена Антонинов (третья правящая династия от начала принципата Октавиана Августа) достигает своих максимальных размеров и включает в свой состав территории таких современных государств, как Италия, Испания, Франция, Англия, Греция, Румыния, Швейцария, Австрия, Болгария, Турция, Египет, Сирия, Израиль и другие. 

Но Марк Аврелий интересен нам не как администратор и властелин столь больших владений, а в первую очередь как человек со своими заботами, мыслями, ценностями и переживаниями. Именно они стали предметом исследования всех последующих поколений правителей, философов, ученых и писателей. Предметом исследования, осмысления и подражания. 

В чем секрет такого интереса?

Несмотря на свой императорский титул, Марк Аврелий в душе оставался философом, философом-стоиком. С юности он учился этому, мечтал о такой уединенной мудрой жизни. И с этих стоических морально-этических позиций он управлял народами Европы в течение 19 лет! Этим и обоснован непрекращающийся интерес к личности Марка со стороны всех правящих и просвещенных людей за последние почти две тысячи лет, среди них такие выдающиеся россияне, как:

  • Денис Фонвизин
  • Екатерина II
  • Александр I
  • Николай I
  • Василий Жуковский 
  • Иван Тургенев
  • Николай Гоголь
  • Лев Толстой
  • Антон Чехов

Итак, перед нами человек, который, будучи наделенным максимальной и неограниченной властью, определял судьбы людей и государств (прим: в то время - римские провинции), руководствуясь, прежде всего, своими нравственными ценностями. Ценностями, которые предыдущие 400 лет развивались и оттачивались, приобретая свою окончательную форму, в русле стоической философии.  В этом смысле Марка Аврелия считают иногда не столько философом, сколько практиком философии.

Закономерный вопрос: откуда мы знаем столь много о личных переживаниях человека, жившего сотни-тысячи лет назад? 

Марк Аврелий оставил после себя свои личные дневники, которые не были утрачены со временем и начиная с XVI века начинают переиздаваться на различных языках и в различных переводах. Эти дневники полны цитат, пословиц, наблюдений и суждений по всем аспектам его жизни и его времени. Они очень личные, но также философски обобщают многие явления римской жизни. Издаваемые под заголовком «Наедине с собой» или «Meditations», записки Марка Аврелия, как и 100, и 200, и 300 лет назад, являются настольной книгой каждого просвещенного человека. 

Краткая биография Марка Аврелия

Марк Арелий - один из самых образованных людей за всю историю человечества. И хотя образованность всё же не была редкостью, далеко не все светлые умы находились у власти. И тем более столь долго: Марк Аврелий правил народами средиземноморья целых девятнадцать лет. В момент смерти Марка не было в Римской империи человека, который бы не пустил слезу и не скорбел по его кончине...

Родился Марк в 121 году 26 апреля в семье претора (прим: одна из высших должностей в иерархии римского общества), хотя воспитывался по большей части дедом - Анний Вером (трижды консул римской империи, префект Рима). Это заранее предопределило судьбу Марка, как будущего управленца на самых высших государственных должностях. Как следствие, Марк получил лучшее воспитание и образование от самых выдающихся современников: философов, юристов, предпринимателей, врачей, риторов. Но больше всего он любил и увлекался философией, мечтал посвятить ей всю взрослую и сознательную жизнь.

С 16 лет - на государственной службе.  Очень рано Марк был замечен как способный и аккуратный юноша, что приблизило его к императорской семье Андриана (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus) и впоследствии он был усыновлен Адрианом по существовавшей тогда римской традиции, как претендент на передачу власти. Рассудительный и аналитичный, уравновешенный и честный, Марк получил от Адриана прозвище вериссимус - правдивейший.

Первую консульскую должность (высшая должность в римской иерархии) Марк получает в 140-м году, когда ему было 19 лет. В этот же год Марк Аврелий объявлен цезарем.

В возрасте 25 лет Марк всё еще интенсивно учится.  Главным учителем Марка в философии был Квинт Юлий Рустик (ученик и современник Эпиктета). Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Луций Волузий Мециан.

К 40 годам Марк прошел все должности в государственном управлении и был назначен консулом Римской империи уже в третий раз. Это третье консульское назначение было вариантом совместного управления империей вместе с его сводным братом - Луцием Вером. По смерти Вера через 7 лет Марк Аврелий правил империей единолично. Однако по дошедшим до нас сведениям, де факто Марк Аврелий управлял империей единолично на протяжении почти двадцати лет.

Годы правления Марка Аврелия были полны всех "прелестей", которыми нас щедро одаривает жизнь. 9 лет он провел в военной палатке, обороняя рубежи своей гигантской империи. В 163 году римская армия отвоевала потерянную ранее Армению. В 165 году Рим пережил наводнение Тибра. В 167 - война с германскими племенами на севере римской империи. Неурожайные годы в Италии 170-174, в 174 году - голод в империи. В 177 году землетрясение разрушило город Смирну. В 177 году - снова война с квадами и маркомманами. 178 год - эпидемия чумы.

Вершиной славы Марка были два военных триумфа, а в тяжелые годы жизни общества он распродавал личное имущество на аукционе, чтобы поддержать государственную казну.

Умер Марк Аврелий в походной военной палатке, под Веной. На руках у своего любимого врача и друга Галена. Среди личных вещей Марка в палатке были найдены 12 дневников, которые переиздавались тысячи раз во все времена последующей европейской истории. Дневники печатали в виде книги "Наедине с собой", "Письма самому себе" или Meditations. Эти личные записи обнажили душу Марка для всех последующих поколений. Мы знаем о чем думал император каждый день своей царственной жизни, наделенной интригами, войнами, борьбой за власть, политическими и экономическими проблемами. Дневники Марка для многих великих людей стали настольной книгой и морально-этическим руководством, придерживаться которому стоило бы каждому здравомыслящему человеку.

По случайному историческому казусу образ Марка в виде конной статуи сохранился до наших дней на Капитолийском холме в Риме, чего не случилось для прочих более чем полсотни императоров, переплавленных их последователями или невежественными потомками. Этот памятник, установленный Микеланджело в центре Рима, предопределил "дизайн" всех последующих конных статуй, создаваемых в Европе и России на протяжении последующих трехсот лет. 

Основные три вопроса, которые решают историки в отношения Марка, состоят в следующем:

  • каков был умственный, нравственный и практический багаж, с каким приступил Марк к управлению империей;
  • в каком состоянии досталось ему Римское государство;
  • в чем состояала деятельность Марка как императора.

На эти вопросы мы рекомендуем читателю самостоятельно найти ответы.

Далее мы приводим лишь отдельные фрагменты из биографии Марка Аврелия, на которые следует обратить внимание, в том числе тезисы и цитаты, которые раскрывают устойчиво закрепившееся за Марком прозвище - "философ на троне". 

 

Тезисы по важнейшим аспектам биографии и жизни Марка Аврелия

Примечание к разделу: события из жизни Марка и цитаты из его дневников излагаются в произвольном порядке для создания цельного образа личности Марка,  для  понимания не только его действий, но и тех его духовных основоположений, которые привели к этим действиям.


О жизни Марка до его вступления в императорскую власть (период до 161 года) почти ничего не известно. Отмечается его прекрасное философское и риторическое образование, хотя в то же самое время риторику он не любил и предпочитал изъясняться просто и доступно, без лишнего изящества. Раннее приобщение Марка к государственным делам (в 16 лет - первая государственная должность, должность квестора, в 19 лет - вышая должность, должность консула) позволяет нам думать, что получение им в 40 лет статуса императора,  главы столь обширного государства,  было для него совершенно ожидаемым событием и значит он к нему был вполне подготовлен. Несмотря на свои амбиции заниматься философией, он всё же ответственно, покорно и осознанно подошел к своей роли правителя, принимая это как долг, как божественное (космическое) предназначение. 

Книга 6, 44: "Город и отечество мне, Антонину - Рим, а мне человеку - мир; а значит, что этим городам на пользу, то мне только и благо". Таким образом, Марк мыслил себя и как некий гражданин вселенной,  и как гражданин Рима, настолько тесно связанный с обоими своими отечествами, что благом для себя считал пользу того и другого.

Марк часто говорит об общем благе, о том, что люди родились для общего дела (книга 2, 1). С утра он говорил себе: "я принимаюсь за человеческие дела (книга 5, 1), общественные деяния - прежде всего".

Во всем, что касается общения с непосредственным окружением, в управлении государством и принятии ежедневных решений, Марк придерживался морально-этических ценностей стоической философии. Многие из этих ценностей он сформулировал и развил в своих дневниках, приблизившись в своих суждениях к христианскому мировоззрению (не принимая и не изучая христианство). Это и терпимость к ближнему, и вера в добро, и принятие своей судьбы, как божественного дара, но больше всего - личная ответсвенность за себя перед Богом.

"Я делаю, - говорил он, - что надлежит" (книга 5, 22). "Общественное существо, каковым является человек, должно действовать общественно" (книга 5, 6). "Дело должно делаться, несмотря на помехи" (книга 5, 20). "Благая участь человека в конечном счете - делать хорошие дела (книга 5, 36), а стать хорошим - обязанность, "покуда жив, покуда и можно" (книга 4, 17).

Книга 5, 16: "Где приходится жить, там и нужно быть счастливым".

Книга 9, 16: "Добро и зло не в переживаниях, а в деятельности".

"Суетятся люди - пожалей их, а про себя самого подумай, не слишком ли много ты сам отдаешь суете?".

Б.Лобановский о временах Антонинов: "Следует отметить, что республиканские взгляды и представление о равенстве граждан перед законом отнюдь не противоречили принципам монархического правления в тех случаях, когда верхновная власть стремилась к посильному установлению справедливости и ее носитель чувствовал себя главным и независимым судьей в делах государственных и гражданских, а не властным деспотом. Деспотическое государство, по мысли стоиков, свидетельствовало лишь о том, что владыка оказывался послушным рабом своих низменных страстей, а не свободным человеком, действующим согласно человеческой природе, сопричастной высшему разуму".

Марк продолжил гуманизацию римского права, начатую еще при Андриане. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». Благодаря введенным Антонинами и Марком изменениям, право стало не на сторону собственников и власть имущих, а приобрело гуманный и морально-этический аспекты, что позднее позволило римскому праву стать основой права современного. На монетах времен Адриана впервые появляется фигура "Свободы" с фригийскою шапкой на голове, преображенная через шестнадцать веков в символ французской революции.

Так же как и при его предшественниках (Нерва, Адриан, Пий) сохраняется институт поддержки сирот и детей малообеспеченных родителей через финансирование так называемых алиментарных учреждений. После смерти своей жены Фаустины Марк в память о ней увеличил количество получавших питание от государства девочек,  назвав их фаустиновскими.

При назначении наказаний он стремился уменьшить кару, полагавшуюся по закону, проявляя суровость лишь по отношению к явным виновникам тяжких преступлений. Расследование по уголовным обвинениям против порядочных людей Марк производил сам и иногда принуждал слишком поспешно действовавшего претора вторично пересмотреть дело.

Равнодушный к развлечениям, Марк Аврелий всегда считал бои на арене жестокостью. Если он и появлялся в Колизее, то лишь для того, чтобы своим последним словом сохранить жизнь проигравшим. По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, а для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы предотвратить гибель при случайном падении.

Марк Аврелий понимал, что положения философии остаются единственным хорошо проработанным сводом нравственных указаний о жизни. В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Но понимал Марк и другое: нельзя насильно обновить мир. Никакой правитель не властен над мыслями и чувствами людей. В своем дневнике он записал: «Как жалки все эти политики, которые воображают себя действующими по-философски! Хвастливые глупцы. Поступай же, человек, так, как требует в данный момент природа. Стремись к цели, если имеешь возможность, и не озирайся по сторонам, знает ли кто об этом. Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед хотя бы на один шаг, и не смотри на этот успех как на нечто, не имеющее значения. Кто изменит образ мыслей людей? Но что может выйти без такого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»

Заботясь о пополнении государственной казны, необходимом для покрытия военных расходов, Марк, избегая экстраординарных налогов на провинции, производил аукционные распродажи фамильных вещей. Продавались принадлежащие императору золотые, хрустальные и муриновые кубки, сосуды, дорогая одежда, драгоценные камни, статуи и картины знаменитых мастеров. В расходовании государственных средств Марк проявлял бережливость, но многим городам в их трудные периоды давал деньги без скупости, понимая необходимость этих средств.

О Марке Аврелии античные историки отзываются так:

  • "К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых".
  • "От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял прежде всего по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".
  • "Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами".
  • "Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".
  • "Прежде чем что-либо сделать, он всегда - не только по военным делам, но и по гражданским - советовался с лицами, занимавшими высокое положение. Его любимым высказыванием было: "Справедливее мне следовать советам стольких опытных друзей, нежели стольким столь опытным друзьям повиноваться моей воле, воле одного человека".

"Кто хочет угодить богу, - говорил Эпиктет, - должен стараться походить на него: должен быть верным, как он верен, милостивым, как он милостив, свободным, как он свободен, великодушным, как он великодушен". Таким и старался сделать себя Марк Аврелий, таким он и остался в памяти поколений.

Великие современники Марка Аврелия

  • Гален. Светлейший врач. По материалам статьи Дмитрия Зубова в журнале "Человек без границ"

Врач и друг Марка Аврелия, возможно, был первым читателем его дневников. Он оставался рядом с умиравшим от чумы императором, презирая опасность заразиться.

Гален (ок. 130 — ок. 200). Светлейший, как называли его современники. Медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию и неврологию, а также философию и логику.

Гален родился в Малой Азии, в Пергаме — городе прекрасных дворцов и храмов, многие из которых построил его отец, архитектор Никон. В 14 лет мальчик увлекся философией, в 17 — медициной и до конца жизни остался верен обеим. Ученик лучших врачей Александрии, он со своим талантом мог легко сделать себе имя и состояние, если бы стал лечить богатых. Но предпочел стать врачом в школе гладиаторов Пергама. Там он приобрел бесценные практические знания по анатомии, физиологии, фармакологии. Слава о его успехах разлетелась по всей империи.

И вот он уже личный врач императора. Гален переезжает в Рим и пытается стать столичным жителем. Богатство, слава, успех, знатные пациенты... Неожиданно, продав имущество, он возвращается в Пергам, к своим любимым занятиям — лечению больных, экспериментам, написанию книг. Его перу принадлежит около 400 трактатов (сохранилось лишь 100) не только по медицине, но и по философии, математике, логике, грамматике, которые до XVII века считались одними из лучших. Обширная медицинская практика, человеколюбие, вера в нематериальность сил, влияющих на здоровье человека, стали основой врачебного искусства Галена.

Двухлетнее добровольное изгнание было прервано личным посланием Марка Аврелия — армии Великого Императора нужен был Великий Врач. Вновь дорога, на этот раз в римский лагерь на берегу Дуная. Вновь бессонные ночи, сотни раненых, с надеждой смотрящих на искусного медика. Спасая от смерти римских солдат, он, увы, был бессилен уберечь от опасной болезни их полководца.

  • Адриан. Император-эллин. По материалам статьи Дмитрия Зубова в журнале "Человек без границ"

Андриан (76–138) - император из династии Антонинов, в семейном кругу которого проходит детство и юность Марка Аврелия. Оказал значительное влияние на юного Марка, прежде всего как пример личности, наделенной безграничной властью. 

Адриан — личность неординарная, самый масштабный и разносторонний император из династии Антонинов. Администратор, поэт, художник, скульптор, поклонник философии, знаток греческого искусства. Из 20 лет правления десять он путешествовал по всей империи — от Египта до Британских островов. Посвященный в Элевсинские мистерии, он использовал любую возможность, чтобы знакомиться с новыми религиями и культами. На востоке империи Адриан посещал храмы, подолгу беседовал со жрецами, пытался постичь глубину обрядов и верований, многим из которых он открыл путь в Европу.

Страстный почитатель греческой культуры, император занимался благоустройством Афин, заложил храм Зевса Олимпийского, был устроителем спортивных игр. Миролюбивый человек, он делал все, чтобы без войн и насилия укрепить мощь империи. Следы «Адрианова вала», пересекшего всю Англию, видны и по сей день.

Коллекционер древностей, хранитель традиции, любитель старины, Адриан неожиданно оказался еще и провидцем. Назначив преемниками Антонина Пия и Марка Аврелия, он определил судьбу Рима почти до конца столетия.

За время правления Адриана римская империя достигла своих максимальных границ.
 

  • Антонин Пий. Благочестивый император. По материалам статьи Дмитрия Зубова в журнале "Человек без границ"

Антонин Пий (86–161) - император из династии Антонинов, под руководством и при наставничестве которого Марк Аврелий прошел все ступени государственного управления.

«Лучше сохранить одного гражданина, чем убить тысячу врагов» — правило, которым Антонин Пий руководствовался во внешней политике. «Справедливость, счастье, верность» — три принципа, по которым он строил внутреннюю жизнь государства. 

Казалось, вернулись легендарные времена Нумы Помпилия. Теперь все, даже рабы, получили право на защиту и покровительство закона, а значит, и императора. 

Новые дороги по всей империи, постоянно пополняющаяся казна, справедливый суд, а главное — умный, благочестивый, порядочный правитель. Двадцать три года процветания страны и подданных. «Золотой век», прожитый как один день, спокойно и благородно. Лучшего учителя для Марка Аврелия было не найти. 

«Во всем будь учеником Антонина. Подражай его настойчивости в деятельности, согласной с разумом, никогда не изменявшей ему уравновешенности и благочестию, ясности его чела, вежливости в обращении, презрению к суетной славе и рвению в познании вещей» — Марк Аврелий в совершенстве усвоит уроки наставника. 

В последний день жизни, чувствуя близкий конец, Пий распорядился перенести золотую статую богини Фортуны в комнату своего приемного сына Марка. Умирая, Антонин прошептал, как последний завет, всего два слова: «Душевное спокойствие».
 

  • Герод Аттик. Афинский олигарх, меценат. По материалам интернет.

Герод Аттик был одним из наставников Марка Аврелия.

Герод Аттик (101 - 177 гг). Меценат и общественный деятель, философ, оратор, известен нам как строитель ныне существующего театра на склоне Акрополя.

Интересна история семьи Герода. Его дедушка - Гиппарх (род. 40) был в своё время самым богатым человеком Греции. Отец Герода стал сенатором в 98 году, а позднее - губернатором Иудеи.

В 125 году Герод был назначен Адрианом префектом нескольких городов в Азии. После возвращения в Афины Герод стал известным преподавателем. В 140 году Антонин Пий отправил его в Рим, чтобы Герод стал учителем будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера, и в благодарность назначил его консулом в 143 году.

По свидетельству Филострата, Герод оставил после себя множество речей, сборников писем, дневниковых записей и справочных пособий. Однако до нашего дня из всего наследия Герода дошла только речь «Об управлении государством» («Peri politeias»). Помимо своего вклада в литературу, Герод также прославился своей благотворительностью и общественной деятельностью, например финансированием таких дошедщих до нас сооружений, как:

  • стадион Панатинаикос в Афинах;
  • Одеон в Афинах (театр на склоне Акрополя);
  • стадион в Дельфах.

Отзывы современников и последующих поколений:

  • Эрнест Ренан - автор книги "Марк Аврелий и конец античного мира". (Прим В.Рудь: фактически книга о становлении христианской идеи в светском сознании)

"Марк Аврелий - человек, который совмещает в себе всё, что было доброго в античном мире, и представляет для критики то преимущество, что является перед нею без покров, благодаря письменному свидетельству (прим. - дневникам), искренность и подлинность которого неоспоримы. 

Никто здравомыслящий не станет в нем отрицать высокой души. Был ли ум его высок? Да, потому что он постигал долг и совесть до безпредельной глубины.

Его добродетель, также как и наша, имела основание в разуме, в природе. Он был прославлением человеческой природы, а не какой-то определенной религии. Какие бы ни предостояли в будущем религиозные и филофоские перевороты, его величие ни мало не пострадает, потому, что оно всецело основано на том, что никогда не погибнет - на превосходстве сердца".
 

  • Дмитрий Мережковский о дневниках Марка Аврелия: "Если вы возьмете эту книгу в руки с искренней жаждой веры, с тревожной совестью и душою, взволнованной великими несмолкаемыми вопросами о долге, о смысле жизни и смерти, — дневник Марка Аврелия вас увлечет, покажется более близким и современным, чем многие создания вчерашних гениев... Эта книга — живая. Она может не произвести никакого впечатления, но, раз она затронула сердце, ее уже нельзя не любить. Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека далекой культуры, отделенного от нас веками».

  • Лев Толстой (великий русский писатель): "В жизни Марка Аврелия было столько хорошего, а в мыслях его - столько мудрого, что стоит заняться ими, оставив в стороне его ошибки; они касаются его, а не нас.  Мыслями же его мы можем воспользоваться: в них мы найдем много такого, что поможет нам самим жить лучше".

  • Юрий Норштейн (режиссер и мультипликатор): "Если бы книга Марка Аврелия была настольной книгой у нынешних чиновников и руководства страны, у нас была бы совсем другая страна..."

Дневники Марка Аврелия привлекли к себе внимание со стороны следующих влиятельных личностей в истории человечества: Екатерина II, Александр I, Николай I, Василий Жуковский, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Антон Чехов, Владимир Вернадский. Для одних Марк был образцом для подражания, для других - поиском смысла (как и вся философия), для третьих - мысли Марка Аврелия стали настольной книгой афоризмов на каждый день. 

Наиболее известные цитаты из дневников Марка Аврелия

  1. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

  2. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

  3. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

  4. С человеком никак не может произойти то, что не есть человеческое дело, как и с быком случается только бычье, с виноградом - виноградное и с камнем то, что свойственно камням. А если со всяким случается то, к чему оно и привыкло, и рождено, что тут негодовать? Общая природа не принесла тебе ничего, что непереносимо.

  5. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

  6. Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

  7. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  8. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

  9. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.

  10. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

  11. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

  12. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

  13. Твои мысли становятся твоей жизнью.

  14. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

  15. В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге.

  16. И продвигает в деле самая помеха делу и ведёт по пути трудность пути.

  17. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!

  18. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

  19. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить.

  20. Поступать во всём, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.

  21. Природе, дающей всё и всё забирающей, человек образованный и скромный говорит: дай, что хочешь; бери, что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего лишь и преданно.

  22. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

  23. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  24. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.

  25. Создай себе досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.

  26. Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне. Такая характеристика, однако, нуждается в уточнении.

  • Во-первых, Марк не был мыслителем, разрабатывающим собственную философскую систему или достраивающим чужую теорию. Адепт стоицизма, он хорошо усвоил уже достаточно развитое и совершенное учение и стремился следовать ему в своем поведении.
  • Во-вторых, в стоицизме Марк ценил лишь ту часть, которая относилась к этике. Этика стоиков пользовалась наибольшим успехом у римлян его времени. Физика  же и логика стоиков были чужды римлянам, возможно поэтому и Марк равнодушен к ним.  
  • В-треьих, Марк не просто следовал указаниям стоических мыслителей. Он пропускал их через себя, соотносил с текущим моментом и своим высоким положением. В записках Марка четко прослеживается напряженная личная работа над освоением многовековой стоической традиции.

Таким образом, как римляне того времени, так и Марк Аврелий - их лучший представитель - ценили философию с чисто практической точки зрения, пытаясь найти в учении стоиков указания на нормы поведения. С этой точки зрения, можно с уверенностью сказать, что Марк был не просто философом, а философом-практиком. И успешность его жизни и деятельности, как правителя, гражданина и человека, характеризует тот факт, что он был последним великим императором, императором-гуманистом самой большой в истории человечества империи, до размеров которой пока еще не доросло ни одно из известным нам государств.  


Виктор Рудь, 2018 год.

«Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни»
 

Реализованные проекты

  • Концептуальная модель данных телекома

    Модель бизнес-объектов или основных сущностей для любой телекоммуникационной компании

  • Дизайн и автоматизация workflow процессов

    Для компании "Русские башни" выполнены работы по дизайну и автоматизации workflow основных процессов на базе ПО "Тарантула"

  • Архитектурные проекты

    С использованием нотации Archimate выполнено архитектурное моделирование ИТ-ландшафта (отдельных его доменов) с целью каталогизации и структурирования таких строительных блоков архитектуры (ABB), как системы, процессы, бизнес-функции, интеграционные интерфейсы.

  • Ростелеком. Разработка продукт-каталога для оператора фиксированной связи.

    Выполнена задача по систематизации, разработке и описанию нескольких десятков услуг и продуктов, включая услуги Интернет и IPTV начиная от анализа прейскурантов до создания каталога продуктовых предложений в автоматизированной системе.

  • Тренинги и семинары

    Для ряда телекоммуникационных компаний РФ и Казахстана проведены тренинги по методологиям от Telemanagement Forum (еТОМ, NGOSS, SID).

    Для команий других отраслей проведены консультационные семинары в области организационного инжиниринга и дизайна бизнес-процессов.

  • Внедрение CRM, биллинговых систем и других систем класса OSS\BSS

    Внедрение решений по CRM, биллингу и прочим системам класса OSS/BSS (WFM, Mediation, Provisioning, Rating), как на на базе решений российских вендров: PeterService, ИНФОСФЕРА, ФОРС, так и с и использованием решений от мировых лидеров: Amdocs, FORIS, Infranet (Portal software, USA, а позднее - BRM от Oracle), FTS (Formula Telecom Solutions).  

    С 2011 года в наших проектах по автоматизации мы активно используем продукт-каталоги, базирующиеся на информационной модели SID от TMF.

  • Разработка и анализ бизнес-процессов

    Десятки крупных проектов в области построения процессных моделей как для компаний сферы телекома, так и для торговых и добывающий предприятий. По заказу ЗАО "ТрансТелеКом", ОАО "Дальсвязь" и ОАО "ЦентрТелеком" был выполнен анализ отдельных бизнес-процессов в контексте предстоящих внедрений той или иной информационной системы.

  • Анализ и автоматизация процессов технической поддержки

    Анализ процессов технической поддержки (TTM) у различных телекоммуникационных провайдеров: документирование AsIs процессов, проектирование/реинжиниринг процессов ToBe, автоматизация workflow 1-й, 2-й, 3-й линии технической поддержки.

все проекты

Наши контакты

Офис компании

115093, г.Москва, ул.Павловская, дом 18

(495) 922-1240

info@consulo.ru